Современное поколение находится в безграничном пространстве информации.
Приоритетная задача образования на современном этапе – это формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию учащихся, воспитание личности, готовой принимать самостоятельные решения, работать в группе (коллективе), быть востребованным на современном рынке труда, поэтому проблемы познавательного интереса и учебной мотивации остаются актуальными.
С этой целью в МОУ «Лицей №53» традиционно в течение учебного года проводятся метапредметные дни.
Метапредметные мероприятия проводятся по единой теме и создают условия для повышения значимости всех предметов в совокупности, обогащая мировоззрение учащихся и развивая в них системное видение явления, процесса, применение комплексного восприятия межпредметных знаний и использование приобретенного опыта при решении жизненно важных задач.
Формы и методы проведения метапредметных дней (недели) увеличивают долю самостоятельной и творческой работы учащихся и влекут смену роли педагога как тьютора, модератора, фасилитатора. Подготовка и проведение метапредметных дней по единой теме в системном предметном видении создают условия для формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся: личностных, метапредметных.
Цель проведения метапредметных дней (недели):
Повышение качества образовательных результатов учащихся, повышение уровня функциональной грамотности учащихся, формируемых в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования, формирование универсальных учебных действий учащихся, целостного мировоззрения через создание единой картины мира, а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей в рамках планирования методической и экспериментальной работы по реализации ФГОС всех уровней образования.
Задачи по проведению метапредметных дней (недели):
- вовлечение учащихся в самостоятельную метапредметную деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению учебных предметов, расширять свои возможности и умения применять приобретенные знания на практике;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и других мероприятий, используя различные инновационные формы и методы их проведения;
- формирование банка педагогических технологий для развития учащихся в области науки, техники, художественного творчества, реализуемых в контексте реализации ФГОС всех уровней образования.
Началом реализации плановых мероприятий в рамках проведения метапредметных дней в лицее стали Дни прочтения и анализа единого текста.
Цель: формирование навыков функциональной грамотности, умение проводить анализ текста, определив заданные параметры согласно поставленным задачам.
Технология «День единого текста» – это технология системной работы с текстом на уроках из разных предметных областей в течение одного дня. Ученики рассматривают текст с точки зрения разных учебных предметов. Благодаря этому у учащихся создается единый научный взгляд на то или иное событие, описанное в тексте.
При проведении Дня единого текста в лицее педагоги и учащиеся проявляют массовую и активность, единый текст проводится первым уроком по расписанию классов, где материалы единого текста нашли применение на уроках из разных предметных областей. По отзывам учащихся и педагогов лицея, данная форма проведения урока является познавательной, учащимся она нравится и вызывает высокую заинтересованность. Учащиеся отмечают, что умение проводить правильно и грамотно анализ текста позволяет познать новое и найти ответы на самые необычные вопросы.
В последующие дни, согласно с планом, проводятся интегрированные уроки и внеклассные мероприятия.
Цель: развивать навыки и умения использовать знания из разных предметов при решении задач и проблем в реальных жизненных ситуациях.