МОУ «Лицей №53»
город Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление. Это спосотность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
      • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
      • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
      • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
        Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Мониторинг функциональной грамотности

    В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

    Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

    Внешние исследования функциональной грамотности

    Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит
    TIMSS Качество математического и естественно-научного образования 4-е и 8-е Раз в четыре года
    PIRLS Качество чтения и понимания текста 4-е Раз в пять лет
    PISA Все виды грамотности 15-летние школьники Раз в три года
    Оценка качества образования по модели PISA Качество математического и естественно-научного образования 8-е и 9-е Раз в четыре года

    В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.

    Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
     
    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.

    Информационные материалы по функциональной грамотности

    Нормативные документы

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЛИЦЕЯ

    Информационные ресурсы

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

    Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Рекомендуемые электронные ресурсы

    Полезные ресурсы

    Мероприятия

    Основы финансовой грамотности для школьников.
    24 ноября 2023, 19:22

    24 ноября к.ю.н., доцент кафедры финансового права СГЮА Островская Наталия Борисовна провела две лекции в МОУ «Лицей №53» на тему «Финансовые пирамиды нашего времени»
    Уроки финансовой грамотности.
    15 ноября 2023, 13:59

    Учащиеся Лицея 53 являются активными участниками мероприятий, посвященных финансовому образованию и воспитанию
    Вебинар по функциональной грамотности.
    31 марта 2023, 13:20

    30 марта на базе МОУ «Лицей №53» состоялся городской вебинар «Формирование функциональной грамотности учащихся как средство повышения качества образования».
    Школа молодого педагога.
    30 марта 2023, 11:27

    30 марта в Лицее 53 состоялось очередное заседание «Школы молодого педагога».
    Методический семинар в СОИРО.
    21 февраля 2023, 14:45

    21 февраля в ГАУ ДПО «СОИРО» прошел областной методический семинар по теме: "Функциональная грамотность младших школьников: формирование интегративных и предметных компонентов на уроках окружающего мира".
    Опрос по функциональной грамотности.
    20 февраля 2023, 16:23

    Уважаемые родители учащихся 2-8-х классов! Просим пройти анонимный опрос по вопросу важности формирования функциональной грамотности обучающихся.
    Региональный Фестиваль финансовой грамотности.
    23 декабря 2022, 18:03

    Учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №53» Белоусова Анастасия Сергеевна приняла участие в Региональном Фестивале финансовой грамотности на базе ГАУ ДПО «СОИРО»
    Метапредметные дни.
    12 декабря 2022, 11:51

    С 28 ноября по 9 декабря 2022 года, в рамках работы по формированию функциональной грамотности учащихся, в Лицее 53 проведены метапредметные дни
    Онлайн-уроки по Финансовой грамотности.
    06 декабря 2022, 10:36

    6 декабря учащиеся 7 «А» класса Лицея 53 в очередной раз приняли участие в онлайн-уроке по Финансовой грамотности: «Всё о будущей пенсии: для учёбы и жизни».
    Летопись Победы.
    30 апреля 2022, 16:10

    С 25 по 30 апреля в МОУ «Лицей №53» проведен очередной этап метапредметных дней по единой теме: «ЛЕТОПИСЬ ПОБЕДЫ»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie